Loading...
В конечном счете, владелец автомобиля отвечает на этот вопрос сам. Мы только отметим здесь некоторые моменты, которые необходимо знать для принятия решения. Производитель ВСЕГДА жертвует динамическими и мощностными качествами автомобиля в обмен на соответствие экологическим требованиям, которые постоянно ужесточаются. Нормы Е3, Е4, Е5… заставляют его намного сильнее «душить» двигатель чем Е2, а также с каждым годом все больше демпфировать реакцию авто на нажатие педали газа (для машин с электронным дросселем).
Кроме того, как уже отмечалось, производители оставляют значительные резервы на разброс условий эксплуатации автомобиля: климат, качество бензина и смазывающих материалов, неопытность водителя и пр. В результате, владельцы многих иномарок при исправном двигателе и всех его систем жалуются на повышенный расход топлива, вялую динамику разгона, нестабильные холостые обороты и другие проблемы. При движении часто раздражают провалы и рывки, а при включении кондиционера многие автомобили начинают откровенно «тупить».
Перепрограммирование блока управления двигателем, при котором заводская программа заменяется на доработанную – часто единственное решение подобных проблем. В ряде случаев чип-тюнинг безусловно показан. Например, когда в заводской программе допущены явные промахи, выражающиеся, например, в нестабильных оборотах холостого хода или в регистрации заведомо отсутствующих ошибок и т.п. В тюнинговых программах эти недочеты, как правило, устранены.
Примером другого случая, когда чип-тюнинг сделать необходимо, можно считать выход из строя дорогостоящего катализатора (потеря эффективности, механические повреждения и т.д.). В большинстве случаев владельцы просто убирают его, заменяя трубой-проставкой и, как минимум, получают постоянно горящую на панели приборов лампу неисправности “Check Engine”, а как максимум, тупой двигатель, работающий в аварийном режиме с заметным перерасходом топлива. При чип-тюнинге можно программно отключить стоящий после катализатора датчик кислорода (лямбда-зонд) – и этих неприятностей можно избежать.
Аналогично решается еще более затратная проблема: на дизельных автомобилях при неисправности сажевого фильтра и необходимости его физического удаления, также можно и нужно программно отключить его с помощью перепрограммирования блока управления.
В зависимости от типа двигателя прирост максимальной мощности и максимального крутящего момента составляет:
Но это не главное. Важнее смещение кривой крутящего момента в область более низких оборотов, т.е. улучшение характеристик двигателя на низких и средних оборотах, что обеспечивает уверенное трогание с места и более динамичный разгон. Приведенные данные были неоднократно подтверждены при замерах на мощностных стендах.
Поясним, что на графиках приведены кривые максимальной мощности и крутящего момента, полученные на мощностных динамометрических стендах в режиме максимально открытого дросселя (педаль газа в пол). Это так называемые «внешние характеристики двигателя», именно их используют в технической литературе и статьях. Данные, полученные именно таким способом, производители автомобилей приводят в разделе «Технические характеристики». Как минимум, это максимальная мощность Pmax и максимальный крутящий момент Nmax, часто с указанием числа оборотов, при которых они достигаются.
Эти характеристики, безусловно, важны. Но часто ли Вы ездите при максимально нажатой педали газа и/или раскручиваете двигатель до 5500-6000 об/мин? Подавляющее большинство водителей переходят на повышенную передачу при 3000-4000 об/мин, а в городском режиме больше половины времени проводят в пробках при 1000-2000 об/мин. Т.е. в повседневной эксплуатации важнее то, как ведет себя двигатель в режимах малых и средних нагрузок, только при частично открытой дроссельной заслонке.
Характеристики двигателя с частично открытым дросселем тоже могут быть измерены, однако из-за плохой повторяемости, сравнить их до и после чип-тюнинга не удается. Но именно их улучшение и является основной задачей чип-тюнинга, т.к. это обеспечивает уверенный старт, устраняет рывки и провалы при разгоне и переключении передач, заметно повышает динамику разгона, особенно на начальном этапе, т.е. повышает комфорт передвижения, уверенность при обгонах и т.п.
При тщательной и вдумчивой настройке параметров в процессе разработки прошивок расход топлива не только не увеличивается а, как правило, снижается за счет оптимизации сгорания топливно-воздушной смеси и повышения КПД автомобиля. В среднем, на большинстве моделей можно получить снижение среднего расхода топлива на 0,5–1,5 л/100 км (при сохранении прежнего стиля езды).
Прошивки, которые мы предлагаем, оптимизированы на всех режимах работы двигателя с помощью современного оборудования и с применением специализированного программного обеспечения. Критерий оптимизации – максимальная динамика при 100% сгорании топлива в цилиндрах. Достигнутый результат – повышение кпд автомобиля при одновременном снижении расхода топлива.
Безусловно, обращают внимание на расход топлива и другие разработчики тюнингованных программ
Маловероятно. В нашей практике таких случаев не было. При чип-тюнинге не изменяется идентификатор заводской прошивки, и факт перепрограммирования не может быть установлен без использования специального оборудования, которого у официальных дилеров нет, и, если Вы сами не сообщите официальному дилеру о факте перепрошивки, то у него не возникнет к Вам никаких вопросов.
При программировании «на столе» вероятность отказа в гарантийном ремонте несколько выше, т.к. несмотря на то, что вскрытие ЭБУ производится очень аккуратно, следы вскрытия могут остаться. Отметим, что даже в этом случае дилер обязан доказать, что поломка произошла из-за вскрытия и/или перепрограммирования ЭБУ. При желании полностью устранить эти риски, можно дождаться окончании срока гарантии на автомобиль.
Если применять только хорошо обкатанные и проверенные прошивки ресурс двигателя не уменьшается. Собственно, цель, обкатки и проверки прошивок и заключается, в том числе, в разработке таких программ, чтобы их применение не наносило вреда двигателю и не снижало его ресурс. Отчасти, этим объясняются относительно невысокие цифры прироста мощности и крутящего момента при чип-тюнинге атмосферных бензиновых двигателей. Обычно это 5-10%.
Что касается катализатора, то оптимизация сгорания топливно-воздушной смеси – обязательный критерий при разработке тюнинговой прошивки – только положительно влияет на срок его службы. При чип-тюнинге двигателей с турбонаддувом, как бензиновых, так и дизельных, наряду с изменением остальных параметров, повышают давление наддува, что, естественно, приводит к увеличению нагрузки на двигатель. Однако, это увеличение даже на предельных оборотах не выходит за рамки запасов прочности двигателя, а в обычных режимах эксплуатации (на низких и средних оборотах) нагрузка практически не увеличивается и ресурс двигателя не снижается. Отметим, что за все время работы ни мы, ни наши коллеги не зафиксировали ни одного случая снижения ресурса по причине чип-тюнинга. Гораздо больше на ресурс двигателя влияют: манера езды, холодные зимние запуски, продолжительное движение на низких передачах, низкое качество топлива, эксплуатация автомобиля с горящей пиктограммой “Check Engine”, несвоевременное ТО и, особенно, качество моторного масла.
При спортивном чип-тюнинге, когда применяются более «злые» прошивки, мотор максимально форсируется и часто применяются механические доработки с установкой нестандартного «железа», ресурс двигателя безусловно снижается и очень значительно – обычно мотора хватает всего на несколько гонок, но на это идут сознательно, ради достижения максимально возможных результатов. Т.к. спортивные прошивки обычно разрабатываются индивидуально, по спецзаказу, стоят очень дорого и сильно сокращают срок службы двигателя, при обычном чип-тюнинге они не применяются.
И в заключение. Необходимо учитывать, что после чип-тюнинга мотор становится более требовательным к качеству топлива, масла и исправности всех компонентов системы управления. Особенно это относится к турбированным бензиновым и турбодизельным двигателям. Поэтому перед проведением чип-тюнинга обязательно проводится компьютерная диагностика двигателя и всех его систем (стоимость стандартной диагностики входит в цену чип-тюнинга и дополнительно не оплачивается). Подчеркнем, что чип-тюнинг не устраняет неисправности и не является альтернативой ремонту; автомобиль должен быть полностью исправен, а все работы по техническому обслуживанию должны быть своевременно проведены согласно рекомендациям завода-изготовителя.
Время перепрограммирования ЭБУ в основном зависит от типа блока управления, который установлен на Вашем автомобиле. Большинство типов ЭБУ можно перепрограммировать, используя диагностический разъем автомобиля. В этом случае, все процедуры чтения-записи выполняются полностью программным путем и занимают от 30-40 минут до 2-х часов, включая предварительную компьютерную диагностику двигателя.
Некоторые типы ЭБУ не поддерживают функцию перепрошивки через диагностический разъем автомобиля. В этом случае ЭБУ демонтируется с автомобиля и вскрывается с целью получения доступа к требуемым контактным площадкам на печатной плате. С помощью специальных контактных устройств осуществляется подключение к микропроцессору ЭБУ и производится его перепрограммирование. Это, так называемое, «программирование на столе». Разумеется, времени для такой процедуры требуется заметно больше.
Необходимо также отметить, что современные автомобили все чаще имеют индивидуальные заводские прошивки. Это касается, например, моделей группы VAG, да и не только их. Чип-тюнинг таких автомобилей происходит по схеме: считывание заводской прошивки – ее модификация – запись модифицированной прошивки в ЭБУ. В подобных случаях процесс чип-тюнинга может занять 4-6 часов и более, а часто требуется два посещения: в первое посещение считывается заводская программа, затем в течение одного-двух дней мы производим ее модификацию, а во второе посещение в ЭБУ записывается модифицированная программа.
Для уточнения типа ЭБУ Вашего автомобиля, возможности и времени, необходимого для проведения ЧИП-тюнинга, позвоните по тел. +7 (925) 585-72-12, или оставьте заявку на нашем сайте.
Никакой специальной подготовки серийного автомобиля проводить не нужно, но должны быть выполнены следующие требования:
Мы применяем только хорошо обкатанные и проверенные прошивки от CARTUNER Engineering, в том числе разработанные этим тюнинг-ателье прошивки серии «Твин» и «Альфа», которые оптимизированы на всех режимах работы двигателя; критерий оптимизации – максимальная динамика при 100% сгорании топлива в цилиндрах. Достигнутый результат – повышение КПД двигателя, мощности и крутящего момента при одновременном снижении расхода топлива. Количественно оценить эффективность этих и других прошивок можно по результатам замеров характеристик двигателей на мощностном стенде.
Для всех предлагаемых прошивок, характерно:
Если официальный дилер будет проводить обновление программы управления и запишет в ЭБУ новую заводскую прошивку, то Ваша тюнинговая прошивка будет уничтожена. В этом случае необходимо приехать к нам и восстановить прежнюю тюнинговую прошивку.
В случае, если чип тюнинг производился через разъем диагностики, цена перепрошивки соствит 25% от первоначальной стоимости, с демонтажом и вскрытием ЭБУ - 50%. В отдельных случаях эта процедура производится за бесплатно.
Можно и в любой момент по вашему желанию. Перед чип-тюнингом в обязательном порядке считывается заводская прошивка каждого автомобиля. Эти прошивки бессрочно хранятся в нашей базе данных, причем при восстановлении Вам будет “залита” именно та прошивка, которая была считана с ЭБУ именно вашего автомобиля.
В случае, если восстановление производится через разъем диагностики, цена соствит 1000 рублей, с демонтажом и вскрытием ЭБУ - 3000 рублей. В отдельных случаях эта процедура производится за бесплатно.
Основой для оптимизации программы управления двигателем является тщательное исследование работы мотора в реальных условиях эксплуатации и при использовании реального топлива. Такая работа проводится с помощью специального оборудования и измерительных приборов на нескольких автомобилях определенной модели. Результаты исследований используются для изменения отдельных блоков заводской программы ЭБУ.
На втором этапе происходит «обкатка» – точная настройка ряда параметров и коррекция калибровочных таблиц на мощностных стендах и в процессе довольно продолжительной эксплуатации группы автомобилей с модифицированной программой.
Результатом этой долгой и кропотливой работы и становятся так называемые «прошивки». Некоторым сериям прошивок иногда присваивают имена собственные: ЭкоСпорт, Твин, Альфа и т.д. Грамотно написанные прошивки позволяют не только улучшить динамические характеристики автомобиля и сделать его эксплуатацию приятнее, но и добиться заметной экономии топлива, при этом ресурс «чипованного» двигателя не уменьшается.
Ну, во-первых, используют. Не секрет, что, например, придворное тюнинг-ателье такого автопроизводителя, как Мерседес – AMG, наряду с тюнингом внешнего вида активно продает и чип-тюнинг. При этом, стоимость «AMG-варианта» существенно дороже своего «конвейерного» собрата. Другой пример Ауди А4 с турбо бензиновым двигателем с объемом 1,8л. Есть 2 версии этого двигателя: 120 и 170 лс. 170-сильный автомобиль (при прочих равных) на 94 тысячи рублей дороже 120-сильной версии, а разница между автомобилями лишь в настройке двигателя, чип-тюнинге.
Во-вторых, для производителей важно, чтобы автомобиль ездил, не имел рекламаций и хорошо продавался во всем мире. Кроме того, автомобиль должен удовлетворять очень жестким экологическим нормам, эксплуатироваться в странах с разными климатическими условиями и разным (в том числе очень низким) качеством топлива. Учитывая все эти факторы, производители практически всегда программно дефорсируют двигатели и очень сильно усредняют параметры калибровочных карт, чтобы сделать пригодной эксплуатацию автомобиля в различных условиях. Такой подход оставляет довольно значительные резервы, которые и используются при разработке модифицированных программ управления двигателем и вспомогательными системами автомобиля при чип-тюнинге.