You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Loading...

И снова об охлаждающей жидкости

Какая охлаждающая жидкость используется в Вашем автомобиле? Несмотря на обилие информации по данному вопросу, практика показывает, что примерно 40 процентам автовладельцев это не интересно, почти треть считает, что антифриз и Тосол принципиально разные жидкости, а около половины заливают в свой автомобиль охлаждающую жидкость, ориентируясь только по цветовому признаку.

Не претендуя на «открытие Америки» и даже на новизну материала, приведем данные по составу и совместимости антифризов, знание которых облегчит жизнь автовладельцам. В том числе и в форс-мажорных ситуациях.

В настоящее время в продаже встречаются десятки марок антифризов как отечественного, так и зарубежного производства. К сожалению, производители очень редко указывают состав своих антифризов, что порождает путаницу и противоречивые рекомендации: от «смешивать можно любые антифризы» до «категорически запрещается использование любого антифриза, кроме того, что был залит на конвейере». Попробуем разобраться.

Справка: Классификация антифризов G11 и G12 введена концерном Фольксваген, для автомобилей которого длительное время выпускались «VW coolant G11» и «VW coolant G12». Символ G11 относился к, так называемым, «гибридным/силикатным» антифризам, соответствующим спецификации VW TL 774-C, а символ G12 — к «карбоксилатным» антифризам, соответствующим спецификации VW TL 774- D. Позднее вместо G12 стали применять G12+ (спецификация VW TL 774-F) и G 12++ (спецификация VW TL 774-G). Антифризы G11 предназначены для использования в автомобилях VW до 1996 года выпуска, G12+ в автомобилях VW 1997 – 2008 года выпуска, G 12++ в автомобилях VW после 2008 года выпуска.

Т.к. буква G была «застолблена» концерном Фольксваген, остальные производители часто используют другие буквы: (M, S, J и пр) с теми же цифровыми индексами, что означает «аналогичный состав». Т.е. S11 или J11 по составу аналогичны G11. Иногда дополнительно указываются номера допусков концернов-производителей автомобилей (BMW, MB, VW, TOYOTA, MMC и пр.), что означает, что соответствующий производитель провел испытания данного антифриза и разрешает его применение на своих автомобилях определенного года выпуска.


Силикатные антифризы G11 содержат ингибиторы коррозии на основе соединений кремния. Для защиты системы охлаждения от коррозии, в процессе эксплуатации покрывают всю ее внутреннюю поверхность тонким защитным силикатным слоем (типа накипи). Наличие этого слоя с плохой теплопроводностью ухудшает теплообмен и несколько снижает эффективность работы системы охлаждения. Из-за необходимости покрытия всей поверхности концентрация антикоррозионных присадок быстро падает и срок службы антифриза G11 обычно не превышает 2-3-х лет.

Карбоксилатные антифризы G12 содержат ингибиторы коррозии на основе органических кислот. Они не образуют защитного слоя по всей поверхности системы охлаждения, а расходуются только в местах возникновения коррозии с образованием сверхтонких защитных слоев, толщиной не более 0,1 микрона. В результате – эффективность работы системы охлаждения не ухудшается, а пониженный расход присадок обеспечивает их необходимую концентрацию в течении более длительного времени; срок службы антифриза G12 – до 5-6 лет.

Цена антифриза G12 с карбоксилатными присадками немного выше стоимости G11 – на 10-20 руб/литр, но небольшая переплата при замене, за счет удвоения срока службы антифриза и более надежной защиты деталей системы охлаждения, окупается многократно.


Наши рекомендации:

В первом приближении, тип антифриза, который используется в вашем автомобиле можно определить по цвету. Как правило производители окрашивают силикатные антифризы в холодные цвета – любые оттенки зелёного или синего, а карбоксилатные антифризы в теплые цвета – чаще всего красный цвет, реже оранжевый, желтый и даже фиолетовый. К сожалению, это не обязательное условие и встречаются «неправильно» окрашенные антифризы, особенно в виде концентратов. Кроме того, при длительной эксплуатации антифриз обесцвечивается и окрашивается продуктами коррозии. Часто определить, чем была темно бурая жидкость при «рождении» – невозможно. Для полной уверенности – прочитайте инструкцию по эксплуатации и техническому обслуживанию на ваш автомобиль.

Антифризы не рекомендуется смешивать, даже при совпадении цветов и классов, распространенное мнение о совместимости антифризов по цветам – ошибочно, совпадение цвета и даже класса (G11 или G12) не дает гарантии использования производителями антифризов одинаковых пакетов присадок, а в результате взаимодействия различных присадок может произойти значительное ухудшение антикоррозионных и смазывающих свойств. Особенно опасно смешивать антифризы разных классов: G11 и G12.

Если в пути произошла разгерметизация системы охлаждения и необходимо доводить уровень охлаждающей жидкости до нормального, придерживайтесь следующих правил:

  • если ранее был залит G11 – лучше доливать G11, а при желании перейти на более современный и долговечный G12, перед его заливкой систему охлаждения нужно промыть водопроводной водой (заправить, прогреть и слить);
  • при доливе и, особенно, замене, повышение класса приветствуется, а понижение – не рекомендуется;
  • совершенно недопустимо доливать G11 (синий/зеленый) в автомобиль, заправленный G12 (красный/оранжевый). Обратная процедура менее опасна и, при крайней необходимости, можно добавить небольшое количество G12 в G11;
  • при отсутствии нужного типа антифриза и/или значительных утечках на любых автомобилях можно использовать дистиллированную воду (в крайнем случае – дважды прокипяченную). В зимнее время не забудьте слить разбавленный антифриз по окончании поездки!

Большинство автопроизводителей категорически требуют использовать только «родные» запчасти, расходные материалы и жидкости, но стоит ли сильно переплачивать за упаковку или емкость с логотипом GM, MB или HONDA? Особенно, если вспомнить, что ни расходники (фильтра, свечи, ремни, колодки и пр.) ни, тем более, эксплуатационные жидкости ни один из автоконцернов самостоятельно не производит… .

Конечно, заливать «Тосол-М», который, кстати, относится к классу G11, в современные автомобили не стоит, но и искать «родной» антифриз тоже не надо. При замене вполне достаточно подобрать антифриз соответствующего класса (G11, G12, G12+, G12++) в программе любого известного производителя антифризов, в идеале на канистре должен быть указан допуск производителя Вашего автомобиля. Если система охлаждения сильно загрязнена, или Вы решили поменять класс антифриза – обязательно проведите дополнительную, лучше многократную, промывку системы обычной водой.

Разоренов Г.В.