You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Loading...

Теория чип тюнинга

ЧИП-тюниг – оптимизация программы управления двигателем на всех режимах с целью увеличения его КПД и, как следствие, повышения динамики автомобиля и снижения расхода топлива.

Чип-тюнинг – самое современное и правильное решение для повышения динамики автомобиля и/или снижения расхода топлива, а также устранения многих других проблем.

Чип-тюнинг – это один из самых быстрых, бюджетных и в то же время эффективных видов тюнинга двигателя. В современных автомобилях двигателем управляет миникомпьютер – электронный блок управления (ЭБУ), который с помощью множества различных датчиков постоянно считывает информацию о работе двигателя. Затем, используя заложенные в программу управления двигателем калибровки, обрабатывает полученную информацию, формирует и передает управляющие команды исполнительным механизмам, регулируя впрыск топлива (состав топливно-воздушной смеси), угол опережения зажигания, давление наддува, работу системы охлаждения двигателя и пр. Регулирование производится с учетом карт-лимитеров (ограничение оборотов, крутящего момента, максимальной скорости). Корректируя программу управления (и/или карты/таблицы калибровок и лимитеров, используемых программой) можно добиться положительных изменений в работе двигателя:

Увеличить
  • за счет оптимизации сгорания топливо-воздушной смеси, повысить КПД двигателя, а значит уменьшить расход топлива, увеличить мощность и крутящий момент;
  • исправить недостатки заводской программы (дергания, провалы и т.п.);
  • улучшить эластичность двигателя, тем самым повысив комфорт при движении в пробках, во дворах и при проезде через препятствия;
  • правильно настроить работу двигателей при механическом тюнинге, в том числе автомобилей, оснащенных газобаллонным оборудованием (ГБО);
  • повысить или понизить максимальные обороты двигателя, обороты холостого хода, изменить значения оборотов отсечки топлива;
  • изменить алгоритм работы модуля экономайзера (включения ПХХ);
  • снизить влияние кондиционера на динамику автомобиля;
  • корректно отключить катализатор, клапан ЕГР, сажевый фильтр и пр.;

В результате грамотного программного тюнинга, происходит повышение КПД двигателя и, как следствие: снижение расхода топлива на 1-2 л/100км, увеличение мощности и крутящего момента от 8-12% на атмосферных до 25-30 % на турбированных бензиновых двигателях и до 35-40% на турбодизельных двигателях. При этом обеспечивается ровная тяга на всех оборотах и, соответственно, уверенный разгон без провалов и подергиваний; повышается динамика при включенном кондиционере. Как следствие, появляется возможность реже переключать передачи (за счет увеличения крутящего момента, особенно на низких и средних оборотах, и более эластичной работы двигателя). Все это заметно повышает комфорт и удовольствие от вождения.


Для большинства моделей имеется возможность программно отключать датчики кислорода, стоящие после катализатора, а на дизельных автомобилях – сажевые фильтры. Эта операция необходима для безболезненного удаления вышедшего из строя каталитического нейтрализатора (сажевого фильтра) и корректной работы двигателя; простое удаление ошибок из памяти ЭБУ, с целью погасить горящую на панели лампочку “Check Engine”, в данном случае не поможет.

Отметим, что при ЧИП-тюнинге изменениям подвергается только программное обеспечение ЭБУ, никаких механических доработок двигателя не производится.

УвеличитьОсновой для оптимизации программы управления двигателем является тщательное исследование работы мотора в реальных условиях эксплуатации и при использовании реального топлива. Такая работа проводится с помощью специального оборудования и измерительных приборов на нескольких автомобилях определенной модели. Результаты исследований используются для изменения отдельных блоков заводской программы ЭБУ.

На втором этапе происходит «обкатка» – точная настройка ряда параметров и коррекция калибровочных таблиц на мощностных стендах и в процессе довольно продолжительной эксплуатации группы автомобилей с модифицированной программой.

Результатом этой долгой и кропотливой работы становятся так называемые «прошивки», которым коллективы авторов стали присваивать имена собственные: ЭкоСпорт, Твин, Альфа и т.д.

Написанные при таком подходе прошивки, позволяют не только улучшить динамические характеристики автомобиля и сделать его эксплуатацию приятнее, но и добиться заметной экономии топлива, при этом ресурс «чипованного» двигателя не уменьшается. В своей работе мы применяем только хорошо обкатанные и проверенные прошивки, в том числе и прошивки серии «Твин» и «Альфа».


Необходимо отметить, что с появлением на рынке по доступным ценам как средств считывания/загрузки прошивок, так и ПО для их коррекции (так называемых "крутилок"), процесс чиптюнинга приобрел малоорганизованный порядок. В интернете появилось огромное количество тюнинговых прошивок одна другой "лучше". Сделана даже попытка выдачи сертификатов на пришивки: кот в мешке, но зато на мешке "фирменный" лейбл.

Процесс перепрограммирования ЭБУ выполняется по нескольким вариантам.

Первая, самая простая, используется в основном, при работе с относительно старыми автомобилями. Здесь при тюнинговом изменении программного кода не затрагиваются блоки программы, зависящие от индивидуальных особенностей конкретного автомобиля (например, комплектация, пробег, коды иммобилайзера и пр.). В этом случае на все подобные автомобили одной модели часто пригодна одна и та же прошивка. Ну, или, например, две – для машины с МКПП и для машины с АКПП. Сама процедура заключается в определении идентификатора заводской программы, подбора подходящей из арсенала уже готовых и собственно программирования. Как правило, процедура выполняется через разъем диагностики.

Вторая схема слегка посложнее. В рамках одной модели заводская программа от серии к серии претерпевает некоторые изменения, и количество идентификаторов в этом случае может насчитывать несколько десятков. Добавьте сюда модификации тюнинговых прошивок под разное октановое число бензина, варианты перевода на Евро-2, варианты с отключением ЕГР, сажевого фильтра и т.п. И получиться весьма значительный банк, насчитывающий уже сотни вариантов для одной модели. Ну, а количество моделей … .

Третий вариант требует уже индивидуального подхода к каждой конкретной машине. Заводская прошивка считывается из ЭБУ. Необходимые блоки кода правятся, подсчитывается контрольная сумма и получившаяся в результате тюнинговая прошивка записывается обратно в ЭБУ заменяя заводскую. Не надо пояснять, что созданную таким образом прошивку ни в коем случае нельзя записывать в другую такую же машину. В лучшем случае она не заведется, а в худшем ЭБУ выйдет из строя и потребуется его замена.

Прошивки, которые мы предлагаем нашим клиентам оптимизированы на всех режимах работы двигателя; критерий оптимизации – максимальная динамика при 100% сгорании топлива в цилиндрах. Достигнутый результат – повышение КПД двигателя, мощности и крутящего момента при одновременном снижении расхода топлива. Количественно оценить эффективность наших прошивок можно по результатам замеров характеристик двигателей на мощностном стенде.

Разоренов Г.В.